"Ты читаешь на лицах неба и земли, но не узнаешь того,
кто пред тобой, и не способен постичь это мгновение."
Евангелие от Фомы
Владимир Федорович Стожаров щедро одаренный талантом к живописи, был тем, кого в народе называют метким словом: самородок. Получив образование в традициях отечественной школы, воодушевленный глубиной и многообразием русской художественной культуры, он рано определился в выборе темы своего творчества. Ею стала родина – Россия, ее природа, повседневный труд и быт родного народа.
Стремительно, молодым вошел Владимир Стожаров в советское искусство, заявив о себе как о большом и самостоятельном мастере. Характер его творчества был новаторским, в нем ощущалось мощное усилие открыть мир заново. Обладая недюжинным творческим темпераментом, он создал свою, лишь только внешне похожую на других, стожаровскую живопись. Живопись Стожарова – не подражание природе, не насилие над ней в угоду «авторскому видению», это сама природа, и язык ее сильный, простой и ясный. За кажущейся простотой – глубина, сравнимая с той, что воплотил в стихах его любимый поэт Сергей Есенин.
В личности художника было многое, что роднило его с Есениным, который мыслил, что «для поэта полной ареной должна быть не одна страна, а целый мир». Именно так, как целый мир увидел и запечатлел свою Россию Владимир Стожаров. В картинах мастера нет идеализации жизни, нет и социального недовольства ею. В них - восторг первооткрывателя и благодарное, радостное, полное приятие всего многообразия бытия.
Остро чувствуя время, его неумолимый бег, художник спешил рассказать о том, что любил. В многочисленных поездках по стране, по русскому Северу много и увлеченно писал с натуры. С есенинской одержимостью /«Если я за целый день не напишу четырех строк хороших стихов, не могу спать»/ азартно трудился, зачастую исполняя по нескольку этюдов в день. Друзьям запомнилась стожаровская фраза: «Сердце рвется, писать охота». Своей увлеченностью он задавал высокий темп работы всем участникам совместных с ним творческих экспедиций.
Отрадно знать, что Владимир Федорович часто бывал в моем родном городе Ярославле. В коллекции Ярославского художественного музея хранятся такие его абсолютные шедевры, как картины «Каргополь» (1964), «Натюрморт. Братина с квасом» (1965) и другие. Здесь же хранится и самое проникновенное произведение одного из его ярославских товарищей Юрия Семенюка – картина-реквием «Белые ночи. (Памяти В.Ф. Стожарова)», (1974). …В призрачном свете северной белой ночи стоит село Важгорт. На берегу реки Вашки – могучие избы, сараи, лодки, пасутся стреноженные кони. Уже не слышны голоса людей. Гаснут огни в окнах домов. На землю опускается ночь - покой и тишина. В белые ночи Стожаров не спал, не мог спать. Это было его беспокойное время. В картине он остался таким навсегда. Очарованный видением красоты жизни, навсегда остановился у притихшей реки…
Поток времени сомкнул свои воды над тем, чем жил и дышал художник Владимир Стожаров. Сегодня обширное творческое наследие мастера воспринимается как образ загадочной русской Атлантиды… Он смог «постичь это мгновение» и своим самобытным талантом добавил ярких стожаровских красок в небесный Лик земной России.
Надежда Воинова,
искусствовед
© 2009-2024, Все права защищены.